Музыка́льный
слу́х — совокупность
способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её
достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное
качество, необходимое для
успешной творческой деятельности в сфере музыкального
искусства; хорошо развитым
музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды
Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека,
выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и
яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых
ассоциаций и психологических переживаний.
Музыкальный слух предполагает
тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную
отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам
дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т. д.), так и к различным
функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или
иного музыкального произведения.
Различные аспекты, свойства и
проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными
дисциплинами как музыкальная
психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.
Разновидности музыкального слуха[править | править код]
Среди многочисленных разновидностей
музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить
следующие:
·
абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку
определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания
заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является
особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты
после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и
сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от
тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой
способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит
значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе
обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных
музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких
десятков[1];
·
относительно абсолютный, или интервальный, слух — способность
определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодии, гармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его
развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную
программу профессиональной подготовки музыканта[1];
·
внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной
записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и
гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид
слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя»,
без внешних источников звука;
·
мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
·
гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно
звучащих нот (гармонических интервалов, аккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (арпеджировать) —
голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;
·
ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как
«устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка»)
каждой ноты в контексте музыкальной композиции;
·
полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани
музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;
·
интонационный слух[2] — способность
воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые
аспекты;
·
ритмический слух —
способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его
воспроизводить;
·
тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать
тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;
·
архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения
музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое музыкальный слух?
2. Сколько
разновидностей слуха вы знаете ?
3. Что
нового вы для себя выявили с видео ?
Ответы можно присылать в VK https://vk.com/m.polinkaaaaa
или в WhatsApp +7 913 678 8810
Комментариев нет:
Отправить комментарий