1 занятие "Музыкальный слух"

Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторымузыканты-исполнителизвукорежиссёрымузыковеды
Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.
Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высотегромкоститембру, нюансировке и т. д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.
Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психологиямузыкальная акустикапсихоакустикапсихофизиология слуханейропсихология восприятия.
Разновидности музыкального слуха[править | править код]
Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:
·         абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков[1];
·         относительно абсолютный, или интервальный, слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодиигармонических интервалах и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта[1];
·         внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;
·         мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или музыкальной фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
·         гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (гармонических интерваловаккордов), а также воспроизводить одновременно прозвучавшие ноты по одной (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте;
·         ладовый слух — способность воспринимать и различать музыкальные лады и ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждой ноты в контексте музыкальной композиции;
·         полифонический слух — способность воспринимать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;
·         интонационный слух[2] — способность воспринимать экспрессию (выразительность) музыки, её эмоционально–смысловые аспекты;
·         ритмический слух — способность воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить;
·         тембральный (или тембровый) слух — способность ощущать и различать тембральную окраску звуков разных музыкальных инструментов и разных певческих голосов;
·         фактурный слух — способность воспринимать нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;
·         архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Сейчас я  предлагаю   вам посмотреть видео:


Ответьте на следующие вопросы:

      1. Что такое музыкальный слух?
    2. Сколько разновидностей слуха вы знаете ?
    3. Что нового вы для себя выявили с видео  ?

Ответы можно присылать в VK https://vk.com/m.polinkaaaaa 
или в WhatsApp +7 913 678 8810 

Комментариев нет:

Отправить комментарий